Главная
Сведения об образовательной организации
Новости
Контакты
Цены
Наши партнеры:

 

Безымянный

Баннер МОН 

баннер Рособрнадзор

 

banner_terror27112015 

 

 

нцпти

 

 

 

sciens

 

Безымянный

15

foot_logo

Безымянный

iprbooks

 

Лань1

 РВШОМ

logo_2002

image_large (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция магистерской программы «Юрист для власти и защиты прав человека»

Концепция магистерской программы
«Юрист для власти и защиты прав человека»
 
Необходимость программы
В настоящее время общей проблемой подготовки юристов является сложность поиска баланса между уровнем теоретической подготовки и потребностями практики.
Магистерская программа построена таким образом, чтобы обеспечить решение ключевых задач, без реализации которых невозможно правильно ориентироваться в профессиональной юридической деятельности в сфере интересов государственных органов (властных структур), защиты прав человека, основных направлениях развития профессии.
 
Набор компетенций, формируемых в результате обучения по магистерской программе
Магистерская программа «Юрист для власти и защиты прав человека» отвечает требованиям перехода от существующей сегодня квалификационной к компетенционной модели, которая формируется в рамках Болонского процесса и становится универсальной моделью высшего образования в европейских странах. Программа делает акцент на том, что юрист, работающий в указанной сфере, должен обладать:
- фундаментальными знаниями в области теории государства и права, конституционного и административного права, необходимыми для реализации своих профессиональных способностей в динамично изменяющихся общественных отношениях, определяемых объективной необходимостью защиты прав, свобод, законных интересов личности; пониманием общих закономерностей взаимозависимости интересов государства и интересов личности;
- инновационными способностями, т.е. умением не только генерировать новые идеи в сфере организации публичных институтов, но и внедрять их с наименьшими социальными потерями, в т.ч. знанием и умением методологии разработки и проведения реформ в сфере публичной власти;
- системно-аналитическими навыками, позволяющими адекватно воспринимать и оценивать особенности взаимоотношений личности и государства, принимать оптимальные решения по их универсализации.
Программа сфокусирована на формировании разного типа компетенций:
- социально-личностных, необходимых юристу-профессионалу для ведения переговорных процессов, выстраивания работы структурного подразделения, взаимодействия с коллегами внутри органа власти и в профессиональном сообществе в целом;
- общепрофессиональных, связанных с умениями решать профессиональные задачи, формируемые путем целевой организации правового материала, предполагающей анализ и синтез разных правовых институтов, поиск и выбор правовых средств, при помощи которых можно решить те или иные задачи;
- специальных, обеспечивающих привязку к конкретному объекту, предмету труда и предполагающей формирование навыков практической работы в определенных направлениях, решение задач правоприменения и правовой квалификации.
В процессе обучения по данной программе студент должен приобрести профессиональные компетенции, необходимые для осуществления:
- экспертно-консультационной деятельности, состоящей в разработке проектов нормативных правовых актов, подготовке заключений по проектам правовых актов и доктринальному толкованию актов;
-  организационно-управленческой деятельности в виде способности принимать оптимальные управленческие решения и воспринимать управленческие инновации;
-   научно-исследовательской деятельности;
-   научно-педагогической деятельности.
 
Особенности содержания и структуры программы
Предлагаемая магистерская программа учитывает, с одной стороны, динамику изменений в структуре органов государственной власти, а с другой, – современные тенденции к политизации публично-правовых отношений. Именно поэтому в рамках данной магистерской программы изучаются различные аспекты влияния, с одной стороны, интересов личности на построение и функционирование институтов публичной власти, с другой, – самих публично-властных институтов на личность.
Программа одновременно ориентирована на сочетание теоретического обучения в сфере власти и защиты прав человека с одновременным формированием прикладных правовых навыков, которые позволят дипломированным магистрам приступить к практической работе в государственных и муниципальных структурах, в крупных корпорациях (прежде всего, в их GR-подразделениях) а также в научно-исследовательской области. Конкурентным преимуществом программы является акцент на органическом сочетании в учебном процессе теоретических и прикладных аспектов.
Предложенная модель определяет следующие основные методические подходы:
- наличие базовых «продвинутых» курсов, сочетающих в себе анализ теоретических проблем и изучение практики;
- наличие достаточного числа курсов по выбору, ориентированных на правоприменительную практику при наличии в сфере выбора и теоретических правовых курсов;
- наличие, помимо форм научно-исследовательской работы (научных семинаров), форм обучения и контроля знаний, позволяющих развить такие важные в практической деятельности навыки, как подготовка и экспертиза письменного документа, публичная дискуссия на правовую тематику, подготовка экспертных правовых заключений;
- изучение зарубежного и международного опыта правового регулирования и реального функционирования основных государственных институтов в разных странах.
Таким образом, выпускники магистерской программы «Юрист для власти и защиты прав человека» должны получить весомые практические знания, подкрепленные высоким уровнем теоретической подготовки.
 
Общая характеристика учебного плана
Учебный план магистерской программы призван обеспечить серьезную профессиональную подготовку юристов для аналитической и практической работы в публично-правовых, включая и иностранные, институтах. Это будет достигнуто, среди прочего, благодаря тому, что, с одной стороны, учебный план магистерской программы включает в себя курсы, предлагаемые основными тремя кафедрами: 1) теории и истории государства и права, 2) конституционного и административного права, 3) философии права, с другой стороны, как говорилось выше, предполагает углубленное изучение проблем взаимосвязи интересов личности и процесса осуществления публичной власти.
Данная логика предопределила необходимость изучения в рамках двухгодичной программы «Юрист для власти и защиты прав человека» трех базовых курсов – «Философия права», «История и методология юридической науки», «Общая теория прав человека», а также и пяти обязательных курсов:
1.    История российского конституционализма;
2.    Легитимация и ответственность власти во взаимоотношениях государства и лич-
       ности;
3.    Государственная служба: проблемы правового регулирования;
4.    Антология коррупции: вопросы истории, теории, практики;
5.    Нормативно-правовое регулирование лоббизма.
Остальные курсы студенты имеют возможность выбрать самостоятельно.
Это следующие курсы:
1.    История правовой мысли зарубежных стран.
2.    Правовая аналитика.
3.    Судебная власть в механизме разделения властей.
4.    Специфика проведения реформ в постсоветских государствах.
5.    Оптимизация правотворческой деятельности.
6.    Планирование законотворческой деятельности.
7.    Разработка концепции законопроекта.
8.    Юридическая техника.
9.    Экспертиза законопроекта.
10.  Теория и методика оптимизации правотворческого процесса.
11.  Дисциплины по выбору из другой магистерской программы.
Особенностью учебного плана магистерской подготовки юристов для публично-правовой сферы является научно-исследовательская работа, в рамках который регулярно проводится научно-исследовательский семинар.
Научно-исследовательский семинар (НИС) проводится силами кафедр теории и истории государства и права, конституционного и административного права, философии права. В концептуальном плане предполагается, что данная форма обучения будет походить на мозговые штурмы тех или иных актуальных проблем – как теоретических (фундаментальных), так и прикладных. В рамках НИС студенты смогут восполнить неизбежный содержательный пробел, вызванный тем, что многие государственно-правовые  проблемы студенты не имеют возможности постигнуть достаточно глубоко, поскольку рамки учебного плана не позволяют отвести на это достаточно времени. Другая задача НИС – помощь в выборе темы магистерской диссертации, а также апробация основных положений диссертации каждым студентом.
Поскольку целевой аудиторией данной магистерской программы являются, на протяжении ближайших четырех-пяти лет, выпускники – бакалавры и специалисты из других вузов, в том числе и не юридических, предусмотрена возможность прослушать адаптационные курсы по основным дисциплинам, на которые опираются «продвинутые» магистерские курсы. Хотя посещение адаптационных курсов свободное (обязательное только для выпускников, не имеющих базового юридического образования), тем не менее, зачет по ним сдают все студенты.
Руководит Научно-исследовательским семинаром доктор юридических наук, профессор С.А.Комаров.
 
Квалификационные требования к выпускнику магистерской программы «Юрист для власти и защиты прав человека»
Выпускник Юридического института, завершивший обучение на магистерской программе «Юрист для власти и защиты прав человека», будет иметь качественную универсальную подготовку к работе в юридической сфере деятельности, способного как к практической, так и к исследовательской деятельности. Выпускники программы будут обладать высокими компетенциями:
- по анализу системы институтов публичной власти и их функционирования;
- по разработке оптимальных решений в целях совершенствования правового регулирования как в сфере организации самой публичной власти, так и в сфере воздействия органов публичной власти на наиболее актуальные сегменты общественных отношений;
- по участию в переговорных процессах, а также юридическому консультированию участников таких процессов;
- по конструированию оптимальной организационно-функциональной структуры органов публичной власти.
 
Обоснование потребности в магистрах данного профиля
На российском и международном рынке труда имеется потребность в специалистах, имеющих широкую юридическую подготовку, и в то же время обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для правового анализа в конкретных областях публичной жизни. Поэтому практической сферой применений знаний, полученных по магистерской программе, является работа в:
- органах публичной власти;
- учебных заведениях высшего профессионального юридического образования и послевузовской подготовки;
- государственных и независимых (общественных), а также корпоративных научно-исследовательских и аналитических учреждениях и центрах;
- государственных органах и организациях, прежде всего, формирующих правовую политику, осуществляющих правотворческую деятельность;
- международных организациях и ассоциациях.
Основными направлениями деятельности выпускников магистерской программы могут быть:
- анализ и выработка вариантов решения проблем, стоящих перед российским обществом и государством;
- разработка сценариев правовой политики и государственного управления;
- оценка эффективности законодательных инициатив и обоснование наиболее приемлемых вариантов законопроектов;
- анализ и оценка существующей правовой ситуации в международных отношениях, вариантов ее развития в будущем;
- разработка и обоснование оптимальной стратегии развития государства и права.
 
Обеспеченность магистерской программы профессорско-преподавательским составом
Ядром кадрового персонала магистерской программы является профессорско-преподавательский состав кафедр теории и истории государства и права, конституционного и административного права, философии права. Кроме того, к проведению занятий по магистерской программе привлекаются преподаватели других российских вузов, члены диссертационного совета, специалисты-практики из органов государственной власти.
Руководитель программы – Комаров Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, научный руководитель Юридического института, заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права, профессор кафедры теории государства и права ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Курсы, предлагаемые магистерской программой, и Научно-исследовательский семинар ведут профессора и преподаватели Юридического института (штатные преподаватели, штатные совместители, почасовики):
Арзамаскин Николай Николаевич, доктор юридических наук, профессор;
Артемьев Андрей Борисович, кандидат юридических наук, доцент;
Вороненков Денис Николаевич, доктор юридических наук, профессор;
Виноградов Алексей Сергеевич, кандидат юридических наук;
Губанов Илья Андреевич, кандидат юридических наук;
, доктор юридических наук, профессор;
Калинин Алексей Юрьевич, доктор юридических наук, профессор;
Коломытцев Николай Алексеевич, доктор юридических наук, профессор;
Кочетков Андрей Валентинович, доктор юридических наук, профессор;
Комарова Татьяна Львовна, кандидат юридических наук, профессор;
Кузнецов Эдуард Вениаминович, доктор юридических наук, профессор;
Мокрый Владимир Семенович, доктор юридических наук, профессор;
Романов Игорь Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент;
Полищук Николай Иванович, доктор юридических наук, профессор;
Середа Елена Васильевна, доктор юридических наук, профессор;
Старовойтова Ольга Эдуардовна, доктор юридических наук, профессор;
Харитонов Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор;
Мицкая Елена Владимировна, доктор юридических наук, профессор;
Масленников Дмитрий Владимирович, доктор философских наук, профессор
 
Условия зачисления на программу
Прием на программу магистерской подготовки производится на основе конкурсного отбора лиц, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании (бакалавр юриспруденции или специалист юриспруденции) в вузах, имеющих государственную аккредитацию.
Вступительные испытания проводятся по дисциплине «Теория государства и права» письменно (тесты) и устно (собеседование).  
 
Координаты руководителя программы:
E-mail: komarov1951@pisem.net
Телефон (офис): (812) 325-4625.
Важно!
*
*
 *
Статья Чиркина Вениамина Евгеньевича, главного научного сотрудника Института государства и права Российской Академии наук; главного научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ  “Наднациональные международно-государственные  образования и наднациональное право” опубликована в № 4 журнала "Юридическая мысль".

*

Статья Владимира Евгеньевича Чурова, председателя ЦИК РФ,  “Государственный суверенитет и решения ЕСПЧ: двойные стандарты международной политики” опубликована в № 3 журнала "Юридическая мысль". 

*

Критерии, которым должны отвечать диссертации: научная некомпетентность или преднамеренный обман? С.А. Комаров, А.Н. Якушев

*

 бдагодарность