Главная
Сведения об образовательной организации
Новости
Контакты
Цены
Наши партнеры:

 

Безымянный

Баннер МОН 

баннер Рособрнадзор

 

banner_terror27112015 

 

 

нцпти

 

 

 

sciens

 

Безымянный

15

foot_logo

Безымянный

iprbooks

 

Лань1

 РВШОМ

logo_2002

image_large (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Вступительное испытание по русскому языку проводится в форме диктанта. Время написания диктанта 1 астрономический час.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИСПЫТАНИЯ

Цель вступительного испытания - определить возможности поступающего к освоению основных образовательных программ подготовки бакалавра, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Задачи вступительного испытания:

- установление уровня овладения русским языком как средством обще­ния в повседневной жизни и учебной деятельности, развития готовности и спо­собности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- выявление объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого обще­ния.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Программа вступительного испытания по русскому языку сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего.

Абитуриент должен:

- усвоить основы научных знаний о родном (русском) языке; иметь понятие о взаимосвязи его уровней и единиц;

- знать нормы речевого поведения в социально-культурной и учебно-­научной сферах общения;

- уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффектив­ности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- применять в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нор­мы современного русского литературного языка;

- уметь анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скры­той, основной и второстепенной информации; уметь представлять тексты в ви­де сочинений различных жанров;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИСПЫТАНИЯ

 

Раздел 1. Общие сведения о языке

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Современный русский литературный язык. Понятие языковой нормы. Роль языка в жизни человека и общества. Основные функции языка.

Язык и речь. Речевое общение. Речь устная и письменная. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

 

Раздел 2. Орфография

Принципы орфографии: морфологический, фонетический, традиционный. Соотношение между звуком и буквой. Морфема и ее признаки. Принципы вы­деления морфем в словах с целью нахождения орфограмм.

 

Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых уда­рением, в корнях слов. Различение корней омофонов (примерять – примирять и др.).

Правописание корней с чередующимися гласными. Гласные и, ы в корнях после приставок.

Гласные после шипящих согласных и, ы в корне слова. Гласные э, е в начале слова, а также после гласных а, о, у.

Правописание согласных в корнях слов: звонкие и глухие согласные; че­редование согласных перед суффиксами; непроизносимые согласные. Удвоен­ные согласные в корнях и на стыке морфем (корня и приставки).

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся буквами з, с.

Осо­бенности правописания приставок пре- и при-. Употребление разделительных ъ и ь. Употребление ъ для обозначения мягкости согласных. Правописание ъ в грамматических формах слов.

Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов (-ова-/-ева-, -ыва-/-ива- и др.).

Буквы о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях различных частей речи. Правописание гласных после г/ в суффиксах и окончаниях существитель­ных и прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

Правописание суффиксов существительных (-ек-, -ик-, -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ечк-, -ичк и др.).

Правописание суффиксов прилагательных ( -к-, -ск-, -лив-, -чив-, -ов-, -ее-, -оват- и др.).

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -им-, -ом-, -ем).

Написание -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий.

 

Правописание имен числительных.

Правописание местоимений.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Написание наречий,  оканчивающихся на шипящую (наличие - отсутствие ь).

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правописание предлогов и союзов.

Правописание частиц. Разграничение случаев употребления не и ни.

Слитное и раздельное правописание не и ни со словами различных частей речи.

Правописание сложных слов, относящихся к различным частям речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Правописание аббревиатур.

Употребление прописных букв в именах собственных.

 

Раздел 3. Пунктуация

Система знаков препинания в современном русском языке. Функции зна­ков препинания: разделения, выделения. Классификация знаков препинания на основании выполняемых функций: разделительной (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, двоеточие, точка с запятой, тире, многоточие); выделительной (парные знаки: скобки, запятые, тире, кавычки).

Принципы пунктуации: структурный, смысловой и интонационный. Смысловое, грамматическое и интонационное членение предложения.

Понятие о факультативных знаках препинания.

Типы предложений по структуре: простые и сложные. Критерии их раз­граничения. Знаки препинания на границе простых предложений и частей сложного предложения.

Грамматическая основа как один из признаков простого предложения, в том числе и односоставного.

Выделение основ в составе сложного предложения, в том числе в прида­точных частях, находящихся в интерпозиции. Разграничение распространенных второстепенных членов, выраженных обособленными оборотами, и частей сложного предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире при обозначении пространственных, временных, количественных преде­лов.

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препина­ния при однородных членах предложения, соединенных бессоюзной связью, а также посредством союзов - одиночных, повторяющихся, двойных. Обобщаю­щие слова при однородных членах предложения и сопутствующие им знаки препинания. Однородные и неоднородные определения.

Обособленные члены предложения (определения, обстоятельства, допол­нения). Причины и условия обособления. Реализация структурного, смыслово­го и интонационного принципов при обособлении.

Правила обособления согласованных и несогласованных определений. Обособление приложений.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, словно, что, чем и др.

Пунктуационное оформление уточняющих, пояснительных и присоеди­нительных членов предложения.

Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания, используемые при их выделении. Пунктуационное оформление обращений, междометий, слов-предложений да, нет.

Пунктуация в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с однородными прида­точными частями; знаки препинания при стечении двух союзов (подчинитель­ных, сочинительного и подчинительного).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в сложном предложении с разными типами связи.

Пунктуационное оформление прямой речи и цитат.

 

Раздел 4. Культура речи

Нормы современного русского литературного языка. Понятие литератур­ной нормы. Нормы орфоэпические, лексические, фразеологические, словообра­зовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), стилисти­ческие.

Морфологические нормы: образование грамматических форм слов раз­ных частей речи (формы рода, числа имен существительных; правила замены собирательных существительных местоимениями; краткие формы и степени сравнения имен прилагательных и т.д.).

Синтаксические нормы: построение словосочетаний и предложений (пра­вила согласования подлежащего, выраженного сочетанием слов, и сказуемого; принципы объединения слов в ряды однородных членов; роль порядка слов в предложении и т.д.).

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте.

Стили русского литературного языка. Книжные стили: официально­ деловой, научный, публицистический. Разговорный стиль.

Письменная речь и ее особенности: логичность, композиционная завер­шенность, связь между частями текста, наличие общей темы и идеи. Письмен­ные жанры научной, деловой и публицистической речи.

Язык художественной литературы. Выразительные средства русской речи. Жанры художественной литературы. Особенности языка художественной литературы: образность, экспрессивность, эмоциональность и т.д.

Соотношение речи автора и героев в художественном произведении.

Прямая речь, несобственно-прямая речь, косвенная речь.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева В.Б., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2011 (и посл. изд.).

2. Русский язык. 8 класс: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. 12-е изд., стер. М., 2009.

3. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумов­ской, П.А. Леканта. 13-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011.

4. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. М.: Просвещение, 2011.

5. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 33-е изд. М.: Просвещение, 2011.

6. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред.Н.М. Шанский. 8-е изд. М. : Просвещение, 2011.

7. Русский язык. Практика. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. 19-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2012.

8. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. 8-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011.

9. Федосова С.В. Все домашние работы к учебнику «Русский язык. 10-11 клас­сы» / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М.: ЛадКом, 2011.

10. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: ба­зовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2009.

 

 

Важно!
*
*
 *
Статья Чиркина Вениамина Евгеньевича, главного научного сотрудника Института государства и права Российской Академии наук; главного научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ  “Наднациональные международно-государственные  образования и наднациональное право” опубликована в № 4 журнала "Юридическая мысль".

*

Статья Владимира Евгеньевича Чурова, председателя ЦИК РФ,  “Государственный суверенитет и решения ЕСПЧ: двойные стандарты международной политики” опубликована в № 3 журнала "Юридическая мысль". 

*

Критерии, которым должны отвечать диссертации: научная некомпетентность или преднамеренный обман? С.А. Комаров, А.Н. Якушев

*

 бдагодарность