Преподавателям. Концепция Научно-исследовательского семинара.

Концепция Научно-исследовательского семинара
кафедры теории и истории государства и права в рамках магистерской программы
«Юрист для власти и защиты прав человека»
Одной из проблем реализации существующих в настоящее время магистерских программ выступает их традиционный, преимущественно обучающий характер с неразвитой исследовательской составляющей. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Другой недостаток заключается в том, что подготовка студентами магистерских диссертаций начинается слишком поздно, что негативно отражается на уровне  и содержании этих диссертаций.
В силу этих причин развитие исследовательской компоненты становится одним из основных принципов совершенствования магистерских программ в Юридическом институте. Более половины учебных часов в магистерской программы отводится на разные формы научно-исследовательской работы студентов. Основной формой организации этой работы выступает научно-исследовательский семинар (НИС), организуемый на каждой из магистерских программ.
Данный документ определяет цели, порядок организации и основные формы проведения научно-исследовательского семинара. Он развивает принципиальные положения, заложенные в  новых подходах к инновационной составляющей научно-исследовательской работы.
Цель и задачи семинара
Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
  1. Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.
  2. Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.
  3. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
  4. Выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.
Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли с успехом выступать на научно-теоретических и научно-практических конференциях, научных семинарах, круглых столах и т.п.
Порядок организации семинара
Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-2 семестра первого года обучения и 1 семестра второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки студентов в рамках  НИС равняется 25:75. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует повышенной доли самостоятельной работы студентов.
Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в Юридическом институте.
Выбор семинара студентами
Магистерская программа организуется кафедрами Юридического института по своим НИС. Студент имеет право выбора семинара и осуществляет этот выбор в первом семестре  первого года обучения при составлении и утверждении своего индивидуального учебного плана.
Работа в одном из научно-исследовательских семинаров кафедры является для студента обязательной. При этом он вправе посещать другой семинар (или научно-исследовательские семинары других кафедр) на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.
Запись на научно-исследовательский семинар на первом году обучения производится на весь период обучения в магистратуре. Переписаться на другой научно-исследовательский семинар студент может только один раз при составлении ИУП на второй год обучения.
Научно-исследовательский семинар производится при условии, что на него записалось не менее 5 студентов магистерской программы. Если научно-исследовательский семинар на одной из кафедр не набрал достаточного числа студентов, студенты обязаны записаться на семинар другой кафедры с внесением соответствующих поправок в их ИУП.
Формы работы на семинаре
Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:
-                           цикл подготовки магистерской диссертации;
-                           цикл организационных форм научно-исследовательского семинара.
С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть.
Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухэтапного принципа, предполагающего постоянное чередование:
-         этапа определения содержания магистерской диссертации, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные ими практики;
-         этапа контроля, где главными выступающими являются студенты магистерской программы.
Схема организации семинара
Общая схема организации НИС представлена в Таблице 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с рамками семестра, однако, приоритет в каждом из них отдается именно указанным формам.
Таблица 1.
Циклы подготовки магистерской диссертации и форм НИС

I год обучения

Семестры

1

2

Подготовка магистерской диссертации

Выбор темы и построение общего плана курсовой работы.

Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы

Подготовка обзора научной и аналитической литературы

Защита курсовой работы

   

Формы НИС

Профориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедры

Проектный семинар

Занятия по написанию академичес-ких работ

Методологичес-кий научно-практический семинар

II год обучения

Семестры

I

2

Подготовка магистерской диссертации

Выбор темы и построение общего плана магистерской диссертации

Обсуждение программы магистерского исследования

Сбор и обработка научных и эмпирических данных

Предзащита магистерской диссертации

   

Формы НИС

Профориентационные лекции и мастер-классы приглашенных практиков

Проектный семинар

Занятия по организации и проведению исследований

Методологичес-кий научно-практический семинар

                 
 
В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преимущественно преподавателями кафедры, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов. Акцент делается, таким образом, на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля.
В этом же семестре студенты готовят проекты курсовой работы общим объемом не более 5 стандартных страниц и групповому обсуждению этих проектов. Для этого организуются специальные проектные семинары по устоявшейся традиционной форме в виде обсуждения проблемы и «мозгового штурма», рамках кафедрального методологического семинара.
На этом этапе студент должен окончательно определиться с характером и структурой курсовой работы. Долгий выбор темы и руководителя не ведет автоматически к незачету в случае, если студент активно участвует в работе семинара и находится в ситуации выбора из нескольких вариантов темы. Однако, если к концу 2 семестра студент не имеет никаких вариантов темы и не выбрал научного руководителя, то это ведет к незачету. В этом случае студент обязан в течение первых двух недель 1 семестра 2 года обучения выбрать тему и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.
В ходе второго семестра студенты приступают к написанию курсовой работы, состоящей в значительной или преобладающей степени из аналитического обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и эмпирическим примерам исследования. Основным результатом анализа должен стать реферативный обзор. Этой работе способствуют занятия по правилам подготовки и написания академических работ, проводимые преподавателями кафедры.
Наконец, в течение второго семестра студенты завершают написание курсовой работы и производится обсуждение первоначальных текстов этих работ. В этот период семинар работает в режиме методологического научно-практического семинара, основная цель которого – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к законченному виду. В ходе двух итоговых заседаний семинара проводится предзащита курсовых работ, основная цель которых – предварительная оценка работы.
Структура НИС в ходе второго года обучения в общих чертах напоминает его структуру в течение первого года. Но содержание заметно отличается.
Семинар начинается в первом семестре, в котором проводится второй цикл профориентационных лекций и мастер-классов. На этот раз предпочтение отдается приглашенных практикам и аналитикам различных государственных органов. На этом фоне студенты определяются с темой и общей структурой будущей магистерской диссертации. Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца. В конце первого семестра проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов диссертационной работы. Если к этому времени студент не представил развернутого плана диссертации, то он имеет 2 недели во втором модуле для того, чтобы его представить.
В ходе первого семестра происходит подготовка программы магистерского исследования общим объемом не более 10 стр. Эти проекты проходят через процедуру публичного обсуждения на специальных проектных семинарах.
Основной задачей работы студента в течение первого семестра является сбор и первичная обработка научных и эмпирических данных. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия по организации и проведению исследований. Здесь также анализируются существующие базы данных, которые могут использоваться при написании магистерских диссертаций. Целесообразно обсуждение вопросов разработки и апробирования исследовательского инструментария.
Наконец, во втором семестре студенты пишут первоначальный текст магистерской диссертации, который проходит процедуру предзащиты, когда семинар работает в режиме методологического научно-практического семинара, призванного помочь автору доработать этот первоначальный текст.
Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие могут принимать все студенты.
Отчетность студентов по семинару
В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых семестров. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.
Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценки 1) текстов, к которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией, 2) студенческих презентаций, а также из 3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.
За 1-й год обучения студент обязан представить 3 текста:
1)     проект курсовой работы;
2)     обзор научной литературы по теме – реферат;
3)     курсовую работу для прохождения предзащиты и получения итоговой оценки.
За 2-й год обучения студент обязан представить 4 текста:
1)     развернутый план диссертационной работы;
2)     программа магистерского исследования;
3)     информационный отчет о проводимых эмпирических исследованиях;
4)     магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты и защиты.
Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.
Научно-исследовательский семинар за первый год обучения обеспечивает 216 часов, а за второй год обучения – 432 часа. Удвоение кредитного веса НИС во второй год обучения связано с повышением его значимости для подготовки магистерской диссертации и удельного веса в учебном плане в связи с относительным уменьшением объема аудиторных занятий. Предполагается также, что в ходе второго года обучения больше внимания в рамках НИС будет уделяться презентациям самих студентов.
Курсовая работа и магистерская диссертация оцениваются отдельно от НИС и обеспечивают, соответственно, 216 и 432 часа.
Руководство семинаром
Кафедрой назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности кафедры по организации и проведению НИС.
Общая ответственность за проведение семинара возлагается на заведующего выпускающей кафедрой.

Наши партнеры:

20